СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ ФОТОГРАФИЙ И ЭПИТАФИЙ НА ПАМЯТНИК
возврат к списку

Способов декорирования надгробных памятников не так много. Самый надежный и популярный из них – гравировка на камне. Вручную или с помощью специального оборудования на поверхность надгробия наносят тексты, фотографии, иллюстрации и символы. Они получаются очень четкими, детальными, заметными на большом расстоянии. Со временем могут тускнеть или истираться, но никогда не исчезнут совсем, существуя так долго, как существует памятник.

Не менее популярной остается и фотокерамика, когда фотография особым образом отпечатывается на эмали. Именно этот способ нанесения информации приходит на выручку, когда материалом для надгробия служит светлый гранит и возможность гравировки исключена.

Существует несколько технологий создания изображений на металлокерамических пластинах. Они дают разный по качеству результат, но основаны на одном методе «впекания» фотографии в пластину. Обычно фотокерамические изображения делают в форме медальонов. Портреты, созданные по этому методу, редко сохраняют свой лоск больше 50 лет.

Картины и фотографии тоже наносят по методу фотопечати. На подготовленном надгробии, используя специальные краски, печатают выбранные изображения. Понятное дело, они получаются более чем качественными, яркими и хорошо проработанными. Но, даже защищенное водоотталкивающими составами, такое изображение проживет очень недолго и вскоре потребует восстановления или реставрации.

СПОСОБЫ ГРАВИРОВКИ НА КАМНЕ

Гранитное надгробие даже стандартной формы можно сделать особенным, нанеся на его поверхность не только стандартную информацию, но и фотографию умершего, оригинальное изображение, эпитафию, памятные слова или символы. Для этого используется гравировка на камне. Сегодня распространены следующие типы гравировки: ручная, лазерная, пескоструйная и химическая.

Ручная гравировка наиболее сложная. Все графические и текстовые элементы мастер-гравер наносит вручную, используя самые простые инструменты: зубило, долото, молоток. Он чувствует материал, знает его особенности, может оценить, как гранит реагирует на те или иные манипуляции. Скрупулезно и последовательно он выстукивает изображение на камне, регулируя его глубину, массивность, объем. Этот вид гравировки был и остается самым долговечным. Чтобы это понять, достаточно взглянуть на памятники вековой давности. Они, сделанные вручную, с ручной гравировкой, прекрасно сохранились и не потеряли четкости рисунка.

К пескоструйной гравировке обращаются все реже. С помощью специальной пескоструйной установки на поверхность камня под давлением подается абразив – обычно это песок. И в местах соприкосновения с камнем, где тот не защищен специальным составом или пленкой, образуются крошечные сколы, из которых и складывается рисунок.

А вот лазерная гравировка, напротив, становится все популярнее. Она позволяет быстро и точно наносить информацию на камень – достаточно просто задать данные интеллектуальной системе управления, и она, направляя лазер, формирует изображение. Экспериментируя с мощностью луча и повторением программы, можно создавать рельефные изображения. Но прямые и четкие штрихи лазерной гравировке не под силу: здесь лучше применять ручной труд.